23.03.2013, 16:19
Lagersha
Зарегистрирован: 11.12.2012, 21:01 Сообщения: 6 Откуда:
|
Сообщение#7
С точки зрения синергетической самоорганизации жизнь зародилась в диапазоне сложных систем. С позиций синергетики закономерным представляется и эволюция мира живого, которая по линии развития древесных млекопитающих привела к появлению человека юриспрудееция биологического вида, а также человеческого общества как социальной системы. Этот процесс идет на трех уровнях. Косное вещество самоорганизовывалось посредством отражения косной материи и обмена физической информацией, носителем которой являются различные фундаментальные взаимодействия. Второй уровень представляет собой самоорганизацию и эволюцию живого вещества. В результате обмена учебникп и энергией с изменяющейся окружающей средой шло постепенное последовательное усложнение органических систем в течение многих миллиардов лет, что привело к возникновению высокоорганизованной формы материи живому веществу, то есть растений и животных. Постоянные сложные взаимодействия живого с косной материей в виде потоков вещества, энергии информации поддерживали динамическую устойчивость живых систем на разных уровнях их организации и сложности. Живые системы, чтобы выжить, обладали более сложной формой отражения опережающего характера, нежели косные. У живых систем выработались особые формы приема, накопления и передачи информации. Самой высокоорганизованной формой живого оказался человек, учелники разумом, способный реально анализировать и познавать окружающий мир, искать и находить свое место в нем. Третий уровень организация человеческого общества, то есть социальный. На какомто определенном отрезке длинного эволюционного пути от высших животных до человека возникают условия для появления сообщества, основанные на разуме и коллективной деятельности. В этих сообществах в процессе самоорганизации в учебниуи миллионов лет происходила как социальная, так и психологическая эволюция человека. Уровень познания природы человеком резко возрос, усложнились коммуникативные отношения и связи. Человек окружил себя мощной техносферой. Высокая техническая и технологическая оснащенность позволяет человеку изменять облик планеты, создавать искусственную среду обитания в любой точке планеты, а также в околоземном пространстве. Человек стал серьезно изменять характер энергетических вещественных информационных потоков в биосфере, влиять на направленность биогеохимических циклов. Эти проблемы порождены тем, что современная цивилизация в центр своего бытия поставила покорение природы, потребительское отношение к ней. Она смотрит на мир вообще и на конкретные его объекты в частности только с точки зрения их полезности и практического использования, создав при этом массу глобальных проблем. Они привели человечество к так называемому цивилизованному кризису, где доминирует парадигма личной выгоды, соперничества и борьбы. Ускорение процессов развития человечества сопровождается понижением уровня его устойчивости, стабильности, юрисппуденция новых аттракторов. Экологический императив заключается в том, что нельзя ставить экономические интересы человечества выше экологических. Нравственный императив призывает к обновлению нравственности в соответствии с необходимостью коэволюции природных и общественных систем. Сегодня переживает кризис сама исходная парадигма социума, направляющая все свои силы и средства на хищническое освоение природы, не учитывая ее возможностей. В кризисе и самосознание человека, и его культура. Этот кризис не позволяет ему справиться со все углубляющимися глобальными проблемами. Поэтому борьба за выживание есть борьба и за время, которого может не хватить, чтобы осознать реальные условия существующего мира и приспособиться к ним. Человек третьего тысячелетия должен обладать высокой экологической культурой и планетарным сознанием. Именно экологическая культура определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и социоприродной средой.
|