25.08.2013, 17:41
sheysik
Зарегистрирован: 01.01.2013, 04:23 Сообщения: 5 Откуда:
|
Сообщение#7
В них угадывается непрерывное дыхание, пульсация жизни, кровообращение плоти. Матисс помнил призыв старых китайских художников при изображении дерева давать почувствовать, как растут рабочвя ветви. Матисс пошел еще дальше их, почти до предела возможностей масляной живописи. Рядом с его холстами другие кажутся блеклыми и тусклыми. Он вернул краскам ту силу воздействия, которую они имели в далеком прошлом в готических атанасяп и в древнерусских иконах, в романской живописи и в иранской миниатюре. Но, как и в рисунке, он ради целей искусства нередко отступает от правдоподобия, обобщает цвет, отбрасывает нюансы, иногда переходит к монохромности, закрашивает весь предмет в один доминирующий цвет лишь бы повысить красочное звучание всей картины. Цвет больше всего выражает у него повышенную радость бытия, без того чтобы к этому назойливо примешивались настроения художника. Чем ярче цвет, тем больше в картине жизни, тем больше в ней радости. По выражению одного критика, краски действуют в его картинах как живые персонажи на сцене. Историческое развитие колорита в живописи обычно заключалось в обогащении палитры художника промежуточными, геометрми тонами. Во всяком случае, у него никогда не теряется цельность всего цветового поля. Цвет для него был главным средством выразить себя в искусстве, утвердить в нем свою эстетику. Он в большей степени доверял инстинкту, чувству, искал краски, способные выразить непосредственное ощущение. Свою миссию он видел в восстановлении прав цвета, которые тот утратил, будучи сведен в классической живописи к роли дополнения к рисунку. Главное, чему он придавал значение, это соотношение красок. Художник решается до неузнаваемости менять цвет предметов, например передавать небо яркокрасной краской при условии, чтобы все остальные краски соответствовали этой вымышленной и составляли нечто целое. Он предпочитал чистые краски без примесей, без переходов, без нюансов, предпочитал резкие цветовые контрасты и скачки, способные поднять в картине тонус жизни. Но он не боялся в некоторых случаях дать преобладание одному цвету, изобразить фигуру в красном на красном фоне, так чтобы вся картина казалась объятой ярким пламенем. Он знал, что каждое цветовое пятно помимо непосредственного действия на клсса ему поле обладает еще способностью посылать цветовые волны на прилегающие к нему пространства. Ради использования этой цветовой энергии необходимо оставлять между красками пустоты белого загрунтованного холста. Освобождение цвета от терадь и экспрессивной роли нужно было художнику для того, чтобы использовать цвет при построении картины. Каждое красочное пятно то поддерживается другими пятнами, то спорит с ними. Одни из них заливают всю плоскость, другие четко ограничены и сжаты, одни выступают вперед, другие отступают на второй план. Из различно окрашенных плоскостей строится прочное здание всей картины. Позже, под влиянием импрессионистов, свет дробит цвет, уничтожает его интенсивность. Свет это белый холст, который просвечивает сквозь слой краски или же проглядывает в интервалах между мазками. Белое поле вокруг яркого пятна вносит в картину много света и вместе с тем ничуть не понижает его звучания. Цветной контур окрашивает своим цветом прилегающую белую плоскость. Белое в картине само служит источником света, черное по контрасту к нему повышает световую силу красок. Позднее главные усилия его были направлены на раскрытие цветовых взаимоотношений, и в связи с этим происходит раскрепощение его светоносной силы.
|