23.08.2013, 16:13
Ugana
Зарегистрирован: 11.12.2012, 15:26 Сообщения: 7 Откуда:
|
Сообщение#7
Учебники по риторике не случайно призывают нас повышать свою культуру и выражаться только правильно. Это объясняется тем, что в подавляющем большинстве случаев мы обращаемся к образованным, кконспекты людям и при этом стремимся создать о себе у них хорошее впечатление. Исключения из этого правила крайне редки, хотя и возможны. Действительно, ведь в слове отражается сложная картина мира. Однако слово не механический передатчик мыслей и эмоций, а сигнал, который будит сходные мысли и эмоции у слушателя. Оно социально по своей природе и является достоянием всех говорящих на данном языке. Поэтому задача оратора употреблять слова в соответствии с их значением, каждый раз отыскивая те из них, которые будут восприняты одинаково и говорящим, и слушающим. Нарушение этого правила приводит к печальным результатам. Слушатели должны понимать без усилий. Оратор может рассчитывать на их воображение, но не на их ум и проницательность. Все, о чем говорилось прежде, так или иначе могло затрагивать эмоциональную сферу, т. Что же поможет оратору сделать речь эмоциональной и заставить слушателей видеть и переживать сказанное. Прежде всего это обширный словарный запас сокровищница, из которой говорящий черпает необходимую ему лексику, ибо вид человека, во время выступления мучительно подыскивающего слова для выражения собственной мысли, вряд ли может произвести благоприятное впечатление на аудиторию, вряд ли будет способствовать воздействующей силе речи. Понятно, что занятмй, чем почерпнуть чтонибудь из сокровищницы, нужно в нее детскком положить, следовательно, работать над своим словарным запасом оратор должен всю жизнь. Однако учить этому задача развития речи, а не риторики. Поэтому поговорим здесь лишь о том, как использовать имеющиеся богатства. Любое слово может сделать ораторскую речь эмоционально воздействующей. Вряд ли можно отыскать в этом предложении чтолибо особенное, экспрессивное, если рассматривать его изолированно от ситуации общения, аудитории и личности самого оратора. Но ведь говорит очень пожилой человек, слушатели в подавляющем большинстве много моложе. Это общее правило поразному используется в различных ситуациях публичной речи. На то, что слова с близким значением, но разной эмоциональной окраской оказывают на людей совершенно разное воздействие, ученые обратили внимание довольно давно. Действительно, намного сильнее ранит острое оружие, чем тупое, хотя на самый удар были затрачены одинаковые силы. Причем очень часто это мнение формируется почти незаметно, минуя сознание.
|