22.06.2013, 17:03
Ермолаев Игорь
Зарегистрирован: 19.12.2012, 13:37 Сообщения: 1
|
Сообщение#7
В значительной степени, конечно, благодаря типичной ситуации общения, но не. Ведь и не зная о ситуации, но лишь прочитав отдельную речь, мы обычно можем сказать, к какому жанру она относится. Это происходит потому, что каждый жанр имеет специфические содержательные, композиционные и языковые элементы, позволяющие безошибочно определять отличие одного жанра от другого. Содержание в этом смысле являет собой диалектическое единство индивидуального, конкретного и типического, общего. Под значением, в отличие от темы, мы понимаем все те моменты высказывания, которые повторимы и тождественны себе при всех повторениях. Это то типическое содержание, которое характерно для всех поздравительных речей. Наличие такого типического содержания нисколько не мешает проявлению авторской индивидуальности, т. В этом плане жанр это культурная норма. В жанре воплотились и традиции, и правила, исторические стереотипы, понятные и привычные для представителей данного этноса или данного культурного общества. Рассмотрим конкретное речевое воплощение некоторых характерных для деловой речи жанров. Но сначала одно предварительное замечание. Всегда ли при создании речи определенного жанра необходимо неукоснительно следовать описанной здесь модели. В реальной жизни вполне могут возникнуть дополнительные нюансы, которые нельзя предусмотреть в наших рассуждениях. Однако все перестановки и замены должны быть сознательными, вызванными потребностями ситуации, а не риторической безграмотностью. Например, в предвыборном обращении пропускаем микротему с биографическими сведениями кандидата не потому, что забыли о ней, и не потому, что не знали о ее необходимости, а потому, что в биографии кандидата нет ничего такого, что могло бы привлечь на его сторону избирателей. Начинающему оратору лучше сначала научиться следовать моделям, и лишь потом, когда придет опыт, когда он увидит, что и как в его речах воздействует на людей, вносить изменения в соответствии со своим ораторским типом и риторическим вкусом. Информационная речь речь, формирующая в слушателях новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Собственно коммуникация многими исследователями определяется как передача информации или обмен информацией. Но необходимо помнить, что информационная речь распространена очень широко и насчитывает наибольшее количество жанров. Опровержение жанр убеждающей речи, задача которой изменение сложившегося взгляда на предмет или явление. Среди информационных речей выделяются две большие смысловые разновидности. К первой относятся речи, имеющие целью передачу новой для слушателя объективной информации. Ко второй речи, в которых оратор считает необходимым проинформировать слушателей о своей точке зрения. Цель второй разновидности информационных речей сообщение своей точки зрения. Важно обратить внимание, что в отличие от вторичного жанра обвинительной речи первичное обвинение не ставит целью убеждение аудитории, а лишь констатирует наличие некоторого антиобщественного явления. Вторичными в этой группе являются мнение, программная речь, комментарий. Комментарий представляет собой разъяснение смысла актуального общественнозначимого события. Здесь должны быть освещены причинноследственные связи между событиями, указаны возможные последствия происходящего и т. Характерной чертой комментария является открытая авторская позиция. Интересной разновидностью информационной речи этого вида является провокационная речь.
|