15.09.2013, 17:50
zonitor
Зарегистрирован: 11.12.2012, 00:48 Сообщения: 5 Откуда:
|
Сообщение#7
Первобытная дикость человечества привлекает его как источник обновления. В огненной красноте обнаженных тел можно видеть отголоски античной вазописи. Дикость, которую он утверждает, это признак здоровья, страсти, молодости и моральной чистоты. Они действительно прекрасно вписались в простенки над лестницей, уравновешивая и дополняя друг друга. В построении обоих панно сказалось развитое понимание ритма. Точно внезапно оборвалась кинолента. Хоровод разорвался, каждая фигура сжалась в комочек, все они разметались по зеленой поверхности холма. Движение и покой, порыв и скованность образуют сильнейший контраст. Никогда еще в европейской живописи не было такого откровенного выявления самых первичных инстинктов человека, такого обнажения ритма, ласкающего глаз и вместе с тем властно захватывающего все существо зрителя. Необыкновенно сильное впечатление производит живописное выполнение обоих панно. При всей страстности и экспрессии все приобрело в обоих панно отчетливую форму. В этом сказывается предметность цвета в духе древней живописи. Поистине первобытная пляска и музыка существуют гдето вне времени и пространства. Интервалы между фигурами имеют не меньшее ритмическое значение, чем они сами, и этим отчасти снимается их предметность. При всей отчетливости форм оба панно могут восприниматься не только как определенное изображение, но и как выразительный арабеск. Матисс обошелся без передачи воздушной среды и пространственной иллюзии, и потому трудно решить, откуда нам видно происходящее. Мы, как в древнеегипетской и этрусской живописи и в древнерусской иконописи, словно вступаем в мир истинных сущностей. Этими работами он открыл огромные возможности дальнейшего развития искусства. Правда, эти возможности позднее не были использованы другими художниками. После щукинских панно перед художником возникает задача соединить свой опыт обновления и очищения живописи с попытками писать то, что находилось перед его глазами. Искусство и жизнь, фантазия и реальность, декоративность тканей и красочность природы, плоды творчества и плоды земли, цветы в вазе и цветы орнамента вот что теперь он стремится соединить на одном холсте. Сезанн также писал плоды на фоне красочных тканей или рядом с ними. Но у него круглота плодов обычно противостоит плоскому узору тканей, и этот контраст повышает ощущение предметности плодов. Вместе с тем тумбочка, полосатая ткань и переплеты окна на фоне служат расчленению картины и этим включаются в картинную плоскость. С одной стороны, растительный узор ткани приобретает силу реальности, а с другой стороны, реальные предметы образуют узор. Наперекор этому, поддержанная могучей дугой на фоне картины корзинка утверждает свой объемный характер, но в конечном счете жгучий оранжевокрасный цвет апельсинов вырывается изо всей насыщенной гаммы и одерживает победу над остальными красочными пятнами. Но перед ним высится подставка с глиняным кувшином и с цветами, и видна часть диванчика.
|