30.08.2013, 17:53
Leksa
Зарегистрирован: 04.12.2012, 23:35 Сообщения: 7 Откуда:
|
Сообщение#7
Борьба за новые формы началась. Он был одновременно историком искусства, художественным критиком, живописцем, художником театра и мастером графического искусства, где его больше всего интересовала книжная иллюстрация. В самом деле, разве не отсюда ведет свое начало современная русская графика, во всяком случае графика книжная. Ленинградская школа графических искусств. Их необычайная воздушность, невесомость, прозрачность придают им характер воспоминаний, отделяющих реальную тяжесть действительности. Особым техническим совершенством отмечены его акварели. Затем пришли сезаннисты, кубофутуристы, беспредметники. Бенуа был в первых рядах подлинных революционеров этого искусства, изменивших его судьбу в международном масштабе. Они внесли на сцену собственные живописные концепции, освободив таким образом театр от мертвящего профессионализма. С того вечера прошло уже более полувека, но спектакль сохранился в моей памяти до мельчайших подробностей. Переполнившие огромный зал зрители были положительно потрясены, и среди них я тоже. Аплодисменты и вызовы носили стихийный характер. Но главное было в ином. Главное было в зрелищной цельности спектакля, в безупречной и органической скомпонованности красок и форм. Поднявшись, занавес открыл зрительному залу музейный шедевр. Каждое пятно, каждый мазок, каждая линия декораций, каждый покрой и каждый узор костюмов, любой эффект освещения находились между собой в такой тончайшей художественной гармонии, которая не могла не захватить зрителя. Это зрелищнозвуковое единство поражало с особенной силой, так как в то время театральные декорации обычно служили на сцене лишь безучастным фоном, не имевшим никакой согласованности с действием. В моей библиотеке хранятся некоторые французские критические статьи тех лет, вскрывающие полную растерянность их авторов. Насколько наши западные открытия вдруг показались нам бедными. Насколько формы, даже наиболее экстравагантные, созданные под влиянием нового искусства и выставки 1900 года, показались нам беспомощными рядом с внезапным расцветом московских декораторов. Ничто из того, что нами было создано и увидено, не может претендовать на сравнение. Они оставались, увы, столь же безликими и скучными, как их французские коллеги. Мировой театр воскрес, и его расцвет длился почти полные сорок лет. Фактически это ему принадлежит заслуга достичь наибольшей общности разнообразных элементов спектакля. Но можно ли говорить только о балетных спектаклях. Это совершенно правильная справка. Бенуа никогда ни в балете, ни в опере, ни в драме не ограничивал свою театральную деятельность исключительно декоративной частью.
|