03.03.2013, 16:01
mister X
Зарегистрирован: 11.12.2012, 04:47 Сообщения: 4
|
Сообщение#7
Он дал серьезность, поднял тон и значение литературы, воспитал вкус в публике, завоевал ее и подготовил для будущих литераторов читателей и ценителей. Отношения писателей к действительности не были непосредственными, искренними, писатели должны были избирать какойнибудь условный угол зрения. Каждый из них вместо того, чтобы быть самим собой, должен был настроиться на какойнибудь лад. Вне этих условных направлений поэзия не признавалась, самобытность сочлась бы невежеством или вольнодумством. Высвобождение мысли изпод гнета условных приемов дело нелегкое, оно требует громадных сил. Великий писатель оставляет за собой школу, оставляет последователей. Что это за школа, что он дал своим последователям. Он завещал им искренность, самобытность, он завещал каждому быть самим собой, он дал всякой оригинальности смелость, дал смелость русскому писателю быть русским. Элертротехнике это только легко сказать. Но зато, если литература наша проигрывает в количестве, электро технике выигрывает в качественном отношении. Должно нам мужчину и женщину, слово и дело, город и поступок, ежели похвальны они хвалою почитать, ежели непохвальны насмешкою сразить. И напротив, равно неумно и неверно достохвальное порицать, осмеяния же достойное восхвалять. Я и вознамерился, в речи своей приведя разумные доводы, снять обвинение с той, которой довольно дурного пришлось услышать, порицателей ее лгущими вам показать, раскрыть правду и конец положить невежеству. Случая ли изволением, богов ли велением, неизбежности ли узаконением совершила она то, что совершила. Была ли она силой похищена, или речами улещена, или любовью охвачена. Если же она силой похищена, беззаконно осилена, неправедно обижена, то ясно, что виновен похитчик и обидчик, а похищенная и обиженная невиновна в своем электорнный. Если же это речь ее убедила и душу ее обманом захватила, то и здесь нетрудно ее защитить и от этой вины обелить. Ведь речь, убедившая душу, ее убедив, заставляет подчиниться сказанному, сочувствовать сделанному. Теперь четвертою речью четвертое я разберу ее обвинение. Если это свершила любовь, то нетрудно избегнуть ей обвинения в том преступлении, какое она, говорят, совершила. А если любовь болезней людских лишь страданье, чувств душевных затменье, то не как преступленье нужно ее порицать, но как несчастья явленье считать. Приходит она, как только придет, судьбы уловленьем не мысли веленьем, гнету любви уступить принужденная не воли сознательной силой рожденная.
|