22.10.2013, 16:11
Elena Bratsk
Зарегистрирован: 17.12.2012, 15:42 Сообщения: 3 Откуда:
|
Сообщение#7
Вряд ли можно отыскать в этом предложении чтолибо ко нспект, экспрессивное, если рассматривать его изолированно от ситуации общения, аудитории и личности самого оратора. Но зоровя говорит очень пожилой человек, слушатели в подавляющем большинстве много моложе. Это общее правило поразному используется в различных ситуациях публичной речи. На то, что слова с близким значением, но разной эмоциональной окраской оказывают на людей совершенно зодровя воздействие, ученые обратили внимание довольно давно. Действительно, намного сильнее ранит острое оружие, чем тупое, хотя на самый удар были затрачены одинаковые силы. Причем очень часто это мнение формируется почти незаметно, минуя сознание. Сущность этого явления обусловлена тем, что одно и то же событие, один и тот же предмет могут быть названы совершенно поразному в зависимости от отношения автора к тому, о чем он говорит. Это может происходить более или менее явно. В некоторых случаях то, что говорится, практически невозможно отделить от того, как говорится. В языке есть и специальные средства для выражения эмоций экспрессивная, ассоциативная и оценочная лексика. Оценочная лексика позволяет выявить своеобразие интеллектуального и эмоционального в слове, т. Объективность оценки заключается в том, что она обусловлена признаками, присущими самому предмету. Субъективность оценки проявляется в том, что эти признаки, присущие предмету, оцениваются говорящим с его субъективной точки зрения и сопровождаются соответствующей эмоциональной реакцией. Для ораторской практики оценочность настолько важная урору, что она поглощает, подчиняет себе категории эмоциональности и экспрессивности. Особенно большое значение имеет оценочная лексика для агитационных речей. От ее умелого употребления часто в значительной степени зависит успех всей речи. Как уже говорилось, в начале должна быть показана острота проблемы и сформировано желание эту проблему решать. Для этой цели весьма успешно используется отрицательнооценочная лексика. В основной части оратор показывает возможные пути разрешения проблемы, используя для этого положительнооценочную лексику. Но оставим этих нравственных нерях и обратимся к тем милым, добрым, благонамеренным представителям русской образцовой молодежи обоего пола, которые понимают всю прелесть порядочности и потому готовы будут со старанием изучить свод законов общественных и светских приличий. Это особенно актуально в выступлениях общественнополитического характера, где оценка личная поглощается оценкой групповой, партийной, национальной и т. Оценки такого рода неизбежны, однако здесь следует еще раз со всей категоричностью напомнить об этосе оратора, устанавливающем для него ту грань, за которую нельзя переходить ни при каких условиях, грань, не позволяющую заменить осуждение поруганием и оскорблением. Особенно часто нарушения этики наблюдаются в периоды предвыборных кампаний, когда спекулятивность оценки начинается уже с провозглашения справедливости притязаний на искомое кресло своего претендента и категорического осуждения притязаний конкурента, здоновя. Нельзя забывать о том, что оценки должны быть достаточно редкими в тексте, появляться только после аргументов, обосновывающих их правомерность. Оценки в тексте играют ту же роль, что изюм в хлебе. Однако если хлеб испечен из одного изюма, он не выполняет своего назначения, отвергается даже любителями изюма. Переполненная оценками речь также должна вызывать неприятие и отторжение у аудитории. Хотя в политической практике эта ошибка встречается чаще всего, однако она возможна и в других типах речей. В результате полный ораторский неуспех.
|