28.01.2013, 17:55
Brisa
Зарегистрирован: 27.12.2012, 17:08 Сообщения: 7
|
Сообщение#7
При использовании психологических аргументов, важно помнить и еще о некоторых этических ограничениях, налагаемых на их употребление. Известно, что возбудить отрицательные чувства в человеке гораздо проще, чем положительные. Люди, как правило, гораздо легче поддаются возмущению или осуждению, чем сочувствию или преклонению. Но риторическая этика запрещает говорящему обращаться к наиболее низменным чувствам, а также к эмоциям, способным породить встрпчи общественные конфликты. Сюда относятся злоба, жадность, зависть, ненависть к другим людям, малодушие, тщеславие, агрессивность и т. К сожалению, наши ораторы нередко забывают об этих ограничениях и обращаются к самым низменным человеческим страстям. Однако это может оказаться небезопасным и для самого оратора, поскольку отрицательные эмоции иногда направляются против самого выступающего. Если же оратор намеренно обманывает аудиторию в корыстных интересах, использование этих средств неэтично. Тезис по возможности должен быть подкреплен примерами, которые сделают речь оратора более яркой и выразительной, поддержат интерес слушателей. В отличие от факта самодостаточного события, из которого с неизбежностью вытекает правильность тезиса, пример это только одно из ряда событий, любое из которых в равной мере подтверждает высказанную мысль. Факт это обобщеннообъективированное утверждение, в то время как пример имеет наглядную описательную форму. Обычно даже очень яркий пример может иметь несколько анклиз. Задача примера облегчить понимание сложного или слишком абстрактного тезиса, а не доказать его правильность. Различают примеры конкретные и предположительные. Конкретный пример берется из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае. Построил за его счет цех, завод, что угодно. Взял в аренду трактор на пять лет.
|