23.11.2013, 15:53
натха
Зарегистрирован: 08.12.2012, 11:09 Сообщения: 2 Откуда:
|
Сообщение#7
Проиллюстрируем это положение на простом примере композиции речи о необходимости посещения театра. Причем в отличие от первых двух микротем, смысл которых понятен для всех категорий слушателей, смысл третьей не вполне очевиден для многих современных аудиторий. Поэтому такой порядок микротем будет хорош для такой аудитории, о которой оратор может предположить, что приобщение к творчеству станет очевидной ценностью, то есть для аудитории, в интеллигентности которой у оратора нет оснований сомневаться. Главная сложность расположения микротем по возрастающей состоит в том, чтобы определить, какая именно черта для каждой аудитории в связи с конкретной темой окажется преобладающей. Так, если речь идет о политике, экономике, образовании, театре и т. Каждый раз определение наиболее значимого для данной аудитории аргумента это вопрос интуиции оратора. Принципом возрастания значимости для аудитории следует руководствоваться и в расположении материала внутри микротем. Все становится ясно, если оратор будет исходить из того, что лучше для данной аудитории, что окажет на нее наибольшее влияние. Часто это невозможно определить для незнакомой аудитории заранее, поэтому оратор должен уметь, сориентировавшись на месте, перестроить композицию наилучшим для данных слушателей образом. Именно для этого и необходимо добиваться смысловой и структурной завершенности микротем. В этом случае, меняя их местами, оратор не разрушает смысловую и структурную целостность всей речи. Теперь, когда продумана и структурирована основная часть будущей речи, разработана основательная исчерпывающая аргументация главного тезиса, следует подумать о вступлении и заключении. В начале и в конце. Они являются самыми трудными почти в любом виде деятельности. Создание вступления и заключения проблема сугубо композиционная, так как разрабатывать их можно только после того, как структурирована основная часть и определен порядок следования микротем. Вступление и заключение имеют собственные функции и задачи в общей структуре речи, о чем теперь и следует поразмышлять. А между тем вступительные слова всегда должны быть не только определенными, острыми, содержательными и складными, но кроме того и соответствующими предмету. Ведь первоето понятие о речи и расположение к ней достигаются именно ее началом, и поэтому оно должно сразу привлечь и приманить слушающего. Слушатели знают, о чем идет речь, и самое дело нисколько не нуждается в предисловии. Специфика именно риторического вступления состоит в том, что оно призвано в реальной ситуации общения с конкретными людьми установить с ними добрые отношения для дальнейшего разговора и сообщить основное его направление. И на все это у оратора ушло 4 предложения. Структура вступления всегда привлекала внимание риторов. Должно ли оно делиться на части, и если должно, то на какие именно. Под зачином обычно понимают этикетные формулы, приветствие, несколько слов оратора, относящихся скорее к ситуации и обстановке, чем к тезису речи. Однако этикетные формулы и приветствие, вопервых, само собой разумеющееся в общении с аудиторией явление, вовторых, напрямую не связанное с содержанием, поэтому нет смысла обговаривать их как структурный элемент речи. Несколько фраз, вызванных обстановкой в аудитории, никак не могут быть включены в речь заранее, так как неизвестно, есть ли в них нужда. Возможно, оратору они и не понадобятся, и он перейдет сразу к делу.
|